Блохова Наталья Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №143".
О создании семейного клуба "Лебедушка".Организация в ДОУ семейных клубов в качестве вариативной формы дошкольного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №143» г.Н.Новгород
Блохова Н.Г., старший воспитатель
Актуальность проблемы В настоящее время в России, как и во всем цивилизованном мире, наблюдается тенденция гуманизации межличностных отношений, приоритета общечеловеческих ценностей, восстановления приоритета семьи в воспитании детей, признания за семьей определяющей роли в социализации личности. В России ежегодно отмечают такие праздники, как День защиты детей, День матери, День любви, семьи и верности. Социальная поддержка семьи объявлена в качестве одного из важнейших приоритетов государственной национальной политики. Непреходящая ценность семейного воспитания подчеркивается в Концепции модернизации образования в Российской Федерации. Российской академией образования учрежден Институт семьи и воспитания; осуществляются фундаментальные научно-исследовательские проекты и прикладные разработки по различным аспектам проблемы воспитания и развития ребенка в семье, взаимодействия семьи и образования как равноправных социальных институтов. Современной законодательной базой признается, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) признает родителей в качестве равноправных участников образовательных отношений, наряду с детьми и педагогами ДОУ. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» закрепляет право родителей на осуществление дошкольного образования детей в форме семейного воспитания. Именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. Впечатления и переживания, полученные в детстве, - самые яркие, самые сильные по своему эмоциональному воздействию. Опыт детства сопровождает человека всю жизнь и во многом определяет его интересы, жизненные ценности, установки, нравственно-этические качества, направленность личности. Феномен детства сегодня понимается как ресурс развития страны (С.В. Дармодехин). Как утверждают педагоги, психологи, социологи, политологи, именно положение детей в обществе может рассматриваться в качестве важнейшей характеристики социального развития. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется многочисленными неблагоприятными, дестабилизирующими факторами, социальными рисками. Кризисный характер развития современного российского общества не может не сказываться негативно на функционировании семьи как социального института, формировании внутрисемейных отношений, микроклимата семьи, воспитании и образовании детей. Воспитательная неполноценность стрессово напряженной атмосферы в семье представляет огромную опасность для социума, т.к. никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья (И.П. Подласый). Данное обстоятельство обуславливает общественную потребность в укреплении семьи, сокращении масштабов семейного неблагополучия (Г.В. Сабитова). Таким образом, многочисленные проблемы семьи, семейных отношений, воспитания и развития ребенка в семье требуют в настоящее время самого пристального к себе внимания со стороны государства и всех социальных институтов, одним из которых является система образования. Анализ образовательной практики убедительно показывает, что в современном обществе значительным образом меняется роль родителей в образовании: они становятся заказчиками образования для своих детей и партнерами педагогов, равноправными участниками образовательных отношений. Это позволяет говорить о становлении нового типа социально-культурного заказа на образование, который характеризуется ориентацией образовательной организации на развитие индивидуальности ребенка в соответствии с запросами родителей, семьи (Е.А. Александрова, Е.И. Видт и др.). Вместе с тем, никто не знает так хорошо ребенка, его индивидуальные особенности, личностные свойства, характер, темперамент, способности, склонности и т.д., как родители и близкие родственники. Следовательно, именно семья может являться для педагогов самой надежной опорой в деле воспитания и обеспечения индивидуализации развития ребенка. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.Специфические социально-психологические особенности современной семья, которая значительно отличается от семьи двадцати, десяти и даже пятилетней давности, в силу новых социально-экономических и культурных условий существования (финансовое и социальное расслоение, острый дефицит свободного времени, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.), заставляют искать новые формы взаимодействия. Наш профессиональный опыт позволяет сделать вывод о том, что основные трудности возникают при организации взаимодействия детского сада и семьи за счет использования только традиционных методов сотрудничества с семьей. В настоящее время необходимо иное решение задач установления социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи. У вдумчивого педагога неизменно возникают вопросы: «Современный родитель. Какой он? Надо ли учить и воспитывать родителей? Как привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада? Как помочь им понять своего ребенка, принять его таким, каков он есть, не предъявляя завышенных требований и не принижая его возможностей?» и т. д. Как показывает практика, преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, они нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И это не удивительно — ведь они не профессиональные воспитатели. В связи с этим в настоящее время необходим системный подход к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания, образования и развития детей с четким выделением этапа просвещения и этапа организации совместной деятельности. Цель и задачи функционирования деятельности семейных клубов От эпизодического участия родителей в образовательном процессе (вечера досуга, спортивные развлечения и праздники, дни здоровья и др.) мы постепенно подошли к проектированию вариативной формы дошкольного образования «Семейный клуб». Цель деятельности семейных клубов мы посчитали возможным сформулировать следующим образом: создание единого образовательно-воспитательного пространства целостного развития и позитивной социализации ребенка. Задачи функционирования семейных клубов мы рассматриваем в трех аспектах — по отношению ко всем субъектам образовательной деятельности. 1. По отношению к ребенку: - психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка в ДОУ и семье; - формирование семейной идентичности, воспитание чувства гордости за принадлежность своей семье; - оптимизация детско-родительских отношений; содействие становлению благоприятных внутрисемейных отношений. 2. По отношению к родителям: - формирование психолого-педагогической компетентности (освоение необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков психологически и педагогически целесообразного взаимодействия с детьми); - своевременная коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на индивидуально-личностные особенности развития и особенности поведения своих детей; - формирование активной педагогической позиции родителей; - формирование сплоченного родительского коллектива ДОУ. 3. По отношению к педагогам: - повышение профессиональной комптеностности по проблеме взаимодействия с семьей как равноправным участником образовательных отношений, субъектом образовательной деятельности; - формирование навыков практического взаимодействия с семьями воспитанников; - установление партнерских взаимоотношений с родителями.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности семейных клубов Деятельность Семейного клуба осуществляется в соответствии со специально разработанными Информационно-методической службой и утвержденными заведующим ДОУ нормативно-правовыми документами (локальными актами) - Положением и планом работы, который составляется на один учебный год и может корректироваться в соответствии с запросами родителей. В плане отражается тематика встреч (заседаний), домашнее задание, форма организации, сроки, ответственные. Состав семейных клубов и кадровое обеспечение деятельности Участники работы семейного клуба: все желающие родители и члены семьи, администрация ДОУ, специалисты ДОУ (воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники) а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники детской библиотеки и другие) - в соответствии с выявленными предварительно запросами. К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители. Педагог-психолог принимает участие во всех заседаниях семейных клубов. Координатор деятельности семейных клубов ДОУ — старший воспитатель. Куратор этого направления работы ДОУ — заместитель заведующего. Организационно-педагогические условия Формы работы семейного клуба могут быть разными - в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол; тренинг; семинар-практикум; решение педагогических ситуаций; обмен опытом семейного воспитания; видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении; организация совместной деятельности детей и родителей и др. Основная часть встреч — совместное участие родителей детей. Однако, если того требует тематика и содержание проблемы, которой посвящено очередное заседание семейного клуба, встреча может проводиться и без участия детей (в частности, в случае организации практических занятий с использованием элементов психолого-педагогических тренингов, например, по изучению родителями своих личностных свойств или формированию навыков позитивных моделей взаимодействия с детьми). Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 3 – 4 раза в год. Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам; стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Психолого-педагогические условия Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем. Мы не случайно отказались от официального названия — «заседания» Семейного клуба, сознательно заменив его домашним и уютным словом «встреча». Используются игровые персонажи — символы того или иного семейного клуба. Содержание работы в семейных клубах Организации встреч с родителями предшествует этап подготовительной работы 1. С помощью анкетирования и опроса родителей руководитель Клуба выявляет волнующие родителей проблемы, наиболее востребованные темы для обсуждения. 2. Тема встречи оглашается заранее. На информационных стендах для родителей в приемных вывешивается приглашение на встречу, а также каждому родителю выдается приглашение. Изучение многочисленной методической литературы и опыта функционирования семейных клубов в разных регионах России позволило нам определить структуру встреч в семейных клубах. 1. Приветствие. (Принимает участие педагог-психолог.) Все участники заседания сидят по кругу, каждый встает и произносит фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем…», «Приятно с Вами общаться» и т. п. Вместо фраз участники могут использовать жесты. 2.Основная часть. (Проводит специалист ДОУ, ответственный за организацию настоящей встречи.) Основная часть состоит из двух частей: теоретической и практической. Во время проведения теоретической части происходит обсуждение темы в виде дискуссии; с родителями обсуждаются вопросы, вызывающие наибольшие затруднения, заставляя тем самым родителей посмотреть на многие ситуации глазами ребенка, чтобы лучше понять и принять своих детей, правильно направить. Во время проведения практической части родителям предлагается практически попробовать выполнить упражнения, задания практического характера (вместе со своими детьми или без их участия - в зависимости от формы проведения). 3.Эмоциональная регуляция. (Проводит педагог-психолог ДОУ.) На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя. Такая работа способствует снятию в них локального напряжения, переключаемости внимания участников встречи с эмоциональных переживаний (которые могут носить и травмирующий характер) к гармоничным эмоциональным состояниям. 4. Подведение итогов Во время проведения процедуры обратной связи в конце встречи используются следующие методы: а. Рефлексия впечатлений, переживаний. Может осуществляться в двух формах: - письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы письменно): чем полезна именно для вас данная встреча? Ваши пожелания на следующее занятие и др.
б. В конце встречи участники получают домашнее задание: поучаствовать в различных конкурсах и мероприятиях, например, сделать развивающую игру к конкурсу «Чудо игрушка», создать «Самодельную книгу», приготовить сладкое блюдо для чаепития и многое другое. В конце заседаний всем семьям вручаются грамоты или поощрительные призы. Для воспитателей и специалистов, участвующих в работе Клуба, очень важна оценка их деятельности. Для этого в конце учебного года мы проводит анкетирование-рефлексия «Ваше мнение, родители!» Такое анкетирование позволяет специалистам планировать дальнейшую работу с учетом пожеланий родителей. Ожидаемые результаты Из всего вышесказанного следует вывод, что только объединение усилий данных социальных институтов (родителей и ДОУ) помогает достичь успеха в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Социальные эффекты деятельности по взаимодействию ДОУ с семьей в форме семейных клубов видится нам следующим образом: - формирование единой стратегии развивающей, образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ и семье; - укрепление института семьи; возрождение традиций семейного воспитания.
Социальная адресованность семейных клубов как вариативной формы дошкольного образования Организация семейных клубов в качестве вариативной формы дошкольного образования может быть рекомендована для всех социальных условий.
Преимущества и риски организации семейных клубов как вариативной формы дошкольного образования Преимущества семейных клубов: 1. минимальное ресурсное обеспечение (финансовое, материально-техническое, кадровое); 2. возможность разновозрастного объединения участников; 3. проектирование содержание деятельности исходя из запросов родителей (что будет обеспечивать их активность). Трудности (риски) организации семейных клубов: - первоначально заинтересовать родителей; - определить время встреч, удобное для всех участников; - обеспечить постоянство состава и регулярность встреч. Перспективы развития вариативной формы дошкольного образования «Семейный клуб» Экстраполяция опыта деятельности семейных клубов при проектировании и внедрении новых образовательных услуг («Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка для семьи, имеющей ребенка в возрасте с 2 до 7 лет», «Консультирование специалистов образовательных организаций») и вариативных форм дошкольного образования («Консультационный пункт», «Ресурсный центр») (перенос накопленного опыта в новые условия). 28 марта 2017 в 15:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.